Программа_Первый шаг

Муниципальное казенное учреждение
«Управление по организации образовательной деятельности на территории
Мамско-Чуйского района»
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Мамско-Чуйский районный Дом детского творчества»
(МКУ ДО «РДДТ»)

Принято
Педагогическим советом
Протокол №1
«29» сентября 2023год

Утверждаю
Директор МКУ ДО «РДДТ»
______________Ручкина И.В.
«02» октября 2023год

Дополнительная общеобразовательная программа
«Первый шаг»
Возрастная категория: 5 -7 лет,
Срок реализации: 1 год (72 часа).
Направленность: Физкультурно-спортивная
Уровень реализации: Ознакомительный
Вид программы: модифицированная

Составитель программы:
Педагог
дополнительного образования
Сергей Александрович Аверьянов
Программа «Первый шаг»
составлена на основе дополнительной общеразвивающей программы
«Шахматное путешествие» педагога д/о Ковалёва С.В.

р.п. Мама – 2023 г.

1. Пояснительная записка
1.1. Общая характеристика
Программа «Первый шаг» ориентирована на социализацию личности
обучающегося, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного
времени.
Программа содействует развитию детской социальной инициативы,
овладению нормами и правилами поведения, формирует мотивацию на
ведение здорового образа жизни, социального благополучия и успешности
человека.
Дополнительная общеразвивающая программа «Первый шаг»
разработана в соответствии с:
− Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» с изменениями;
− Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
− Приказом Минпросвещения России от 05.08.2020г № 882/391 «Об
организации осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ»;
− Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» № 28 от 28.09.2020г.
− СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
− Уставом учреждения
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Уровень программы: стартовый (соответствует первому году
обучения).
1.2. Актуальность
К сожалению, государственная программа для обучения детей игре в
шахматы, включая дошкольный возраст, соответствующая современным
требованиям к программам дополнительного образования отсутствует.
Поэтому была разработана настоящая программа, которая предусматривает
обучение детей, начиная с дошкольного возраста. Это актуально потому
что, во-первых, существует необходимость и потребность в обучении
детей раннего, дошкольного возраста, а во-вторых, историческая практика
показывает, что дети способны успешно усваивать материал и показывать
хорошие и даже выдающиеся результаты при обучении с младшего
дошкольного возраста.
1.3. Педагогическая целесообразность
Программа «Первый шаг» создана с целью развить индивидуальные
способности
детей,
обучить
детей
заниматься
полезным,
2

интеллектуальным, развивающим,
формирующим, мобилизующим
занятием - игре в шахматы. Она учит настойчивости и терпению, умению
самоотверженно трудиться, дисциплинирует человека. Освоение
программы требует от обучающихся ежедневных занятий и тренировки
памяти, внимания, воспитывает волевые качества, критического
отношение к себе. Программа содержит интересный познавательный и
практический материал, конкретные исторические сведения о
возникновении, развитии и распространении шахмат, проведении партий
конкретными историческими личностями и выдающимися шахматистами,
в том числе и нашего региона. Программа позволяет начинать обучение
неподготовленных детей дошкольного и младшего школьного возраста,
когда на первом плане стоит развивающая функция обучения, развитие
творческих и психических способностей ребенка, развитие его личностных
качеств, обучить детей игре в шахматы.
1.4. Отличительная особенность и новизной программы
заключается в том, что обучение игре в шахматы начинается с 5 лет, при
применении специальных развивающих методик и системы обучения. Это
позволяет проводить более быстрое обучение игре в шахматы, и в итоге
получить более высокий результат. Наличие регионального компонента в
историческом разделе и возможность участия в шахматных соревнованиях
вне сетки часов, посвященных выдающимся шахматным деятелям нашего
региона.
2. Цель и задачи программы
Цель программы:
Развитие когнитивных способностей детей посредством обучения игре
в шахматы.
Задачи программы:
Обучить:
- знанию
шахматной
доски,
расположению
вертикалей,
горизонталей и диагоналей, их обозначению и расположению.
- знанию шахматных фигур, ходам фигур, их силе и возможностям
по постановке мата.
- знанию правил шахматной игры, теории и практики шахматной
игры, этапам (стадиям) шахматной партии.
- основным тактическим шахматным приемам и возможностям их
применения в игре.
Развить:
- когнитивные способности (логическое мышление, память,
внимание и наблюдательность, пространственное воображение и
творческие способности детей).
Воспитать:
- этические нормы поведения, соблюдение правил шахматной игры
при проведении соревнований и в личных встречах.
3. Санитарно-гигиенические требования
3

Адресат программы: Программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет.
Наполняемость учебной группы комплектуются по12-15 человек.
Краткая характеристика обучающихся:
Программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет.
Ребенок в этом возрасте стремиться познать мир, ему все интересно, в
том числе и игра в шахматы. Особенностью детей этого возраста является
быстрая утомляемость, быстрая потеря интереса. Поэтому на занятиях
применяются игровые формы обучения, сказки, стихотворения,
производится смена видов деятельности, и ни какого принуждения - все
должно быть интересно!
Принцип комплектование групп:
- прием детей осуществляется на основе подачи заявления от
родителей;
- с учетом половозрастных, индивидуальных, психологических,
физических особенностей;
- с учетом расписания занятий в школе.
Срок освоения программы: 1 год обучения.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 год обучения; 72 занятия в год, общее количество
часов - 72 часа.
Занятия для дошкольников проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному
часу (30 минут для детей дошкольного возраста).
Особенности организации образовательного процесса: допускается
усложнение или упрощение материала с индивидуальным подходом к
каждому обучащюемуся, исходя из индивидуально-психологических,
физических или иных особенностей и состояния учащихся, а также
смещение тем в условиях обучения в дистанционном режиме.
4. Планируемые результаты:
обучающиеся должны знать:
правила поведения в учреждении и на занятии;
основные правила игры в шахматы;
основы шахматной нотации;
название, обозначение, расположение, ходы и силу фигур, их
возможности в постановке мата;
основные принципы разыгрывания дебюта, тактические
методы, применяемые в игре;
стадии развития шахматной партии, шахматные термины,
применяемые в игре.
обучающиеся должны уметь:
разыгрывать простейшие дебютные варианты партий;
правильно проводить рокировку;
поставить мат разными фигурами;
пользоваться шахматными часами;
4

прочитать запись партии;
записать расположение фигур;
поставить мат в один, два хода;
применять полученные знания на
шахматных турниров и соревнований.
-

практике

при

проведения

5. Учебный план
№

Название разделов, тем

Объем часов
Вс
его

рия

Раздел 1. Вводное занятие.

1.

1.

ика

1

1

-

Форма
промежуточной
(итоговой) аттестации
Тестирование

Раздел 2. История
шахмат. Шахматы в Иркутске

развития

1

1

-

3.

Раздел 3. Шахматная доска - поле
сражения

4

2

2

4.

Раздел 4. Начальная расстановка
фигур

4

2

2

5.

Раздел 5. Действующие
шахматной страны

16

8

8

Раздел 6. Цель жителей шахматной
страны
7.
Раздел 7. Рокировка
8.
Раздел 8. Учет времени в игре
9.
Раздел 9. Учет шахматных
достижений
1
Раздел 10. Начало шахматного
сражения - дебют
1
Раздел 11. Середина игры миттельшпиль

4

2

2

4
1
2

2
1

2
1
1

12

3

9

2

2

2

1

9

3

6

тестирование

7

4

3

тестирование

2

0

2

3
72

31

6
41

тестирование
Учет
результатов

2.

герои

Раздел 12. Тактические приемы в
шахматной борьбе

1
3.
4.
5.

Практ

2.

6.

0.

Тео

1
1

Раздел 13. Конец игры - эндшпиль
Раздел 14. Тестирование
15 раздел. Шахматные турниры

Тестирование

Тестирование
Учет
достижений
Тестирование

Календарный учебный график

1.
2.

Раздел
Раздел

1
1

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

итого
сентябрь

Раздел/
месяц

1
1
5

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Раздел
Раздел
Раздел
Раздел

4
4
5

9

4
4
16
4

2
4

Раздел
Раздел
Раздел
Раздел
Раздел

4
1
2
9

Раздел
Раздел
Раздел
Раздел
итого

3
2
3

6

9

9

1
1
8

7

6

9

4
1
2
12
2

8

6
2

5

9
7

1
9

1
1
7

2
3
72

-

1

6. Комплекс основных характеристик программы
6.1.Содержание программы:
Обучение предполагает применение концентрического метода
обучения, при котором основные разделы шахматной игры углубляются и
усложняются в зависимости от способностей детей и возможностей его
усвоения. Ребята учатся пользоваться учебной и справочной литературой.
Учебный
материал
программы
распределен
по
принципу
последовательного постепенного расширения теоретических знаний, к их
практическому применению и формированию навыков ведения спортивной
борьбы умению применить их на практике. Он изложен по дидактическому
принципу от простого к сложному. Изучение программного материала
рассчитано на 1год обучения. Уровень освоения проверяется по
квалификационному росту в соответствии с разработанными критериями
при квалификационном тестировании, а также на квалификационных
турнирах и соревнованиях различного уровня.
В начале учебного года формируются группы.
В группы включаются новички не умеющие играть в шахматы. В
данных группах ставится задачи:
сохранение и привитие интереса к шахматной игре;
овладение основными правилами и элементами игры;
- ознакомление с историей и развитием шахмат, их происхождением
и распространением;
- знакомство с шахматной доской, с шахматными фигурами, их
названием, стоимостью, возможностями по осуществлению ходов;
изучение силы и слабости фигур;
взятием в шахматной игре;
целью шахматной игры;
возможностями разных фигур по постановке мата;
постановка мата в один-два хода.
На занятиях изучаются элементарные понятия в игровой форме путешествия по волшебной шахматной стране, которой является шахматная доска. Происходит знакомство с жителями волшебной страны шахматными фигурами познается их сила, возможности по выполнению
основной цели - сохранение жизни короля.
раздел. Вводное занятие (всего 1 час)
Законы шахматной страны. Изучение правил поведения в шахматной
стране. (Предъявляются требования к занятию - наличие тетради,
карандашей или цветных фломастеров, линейки). С обучаемыми детьми
проводится инструктаж по технике безопасности. Родителям предлагается,
заранее отпечатанный, список литературы.
2
раздел. История развития шахмат (всего 1 час)
Путешествие по странам шахматных королевств: Индия, Персия,
Средняя Азия, Византия, Европа. Древняя Русь. Легенда о появлении
шахмат в Европе. Шахматы в городе Иркутске.
7

3
раздел. Шахматная доска. Волшебная страна - поле сражения
(всего 4 часа)
Волшебная доска. Белые и черные поля, их чередование, правильное
расположение доски. Углы, центр, Фланги и края доски. Волшебные
тропинки шахматной доски. Вертикали, горизонтали, диагонали.
Волшебные знаки - шифры шахматной доски. Знакомство с цифрами и
алфавитом. Волшебная доска. Путешествие по волшебным полям, дорогам
и тропинкам шахматной страны.
4
раздел. Начальная расстановка фигур (всего 4 часа).
Жители шахматной страны, живущие в своих домиках, стоящие в
своем строю, оберегающие жизнь короля - участники сражения за его
жизнь. «Игровая практика» - «волшебный» шахматный мешочек с
волшебными жителями шахматной страны - шахматы Гарри Поттера.
Демонстрационная доска. Загадки про шахматные фигуры. Место в
шахматном строю каждой фигуры. Шахматные фигуры - участники
сражения в волшебной шахматной стране.
5
раздел. Действующие герои волшебной шахматной страны участники сражения. Шахматные фигуры (всего 16 часов)
«Король» - главная фигура шахматного королевства.
Обозначение схематичное и буквенное, местоположение короля в
войске (позиции). Ход короля. Взятие. Понятие «контролируемое поле».
Сохранение жизни короля - главная задача жителей волшебной шахматной
страны и шахматного войска. Понятие «шах», «мат».
Пешка - Солдат шахматного королевства. Местоположение пешки в
начале партии. Превращение пешки. Закрепление основных свойств
пешки: хода пешки, взятия на проходе, превращение пешки.
Шахматная обитательница угла волшебной шахматной страны «Ладья». Обозначение, местоположение, сила шахматной фигуры, ход
ладьи.
Шахматная фигура - «Слон», житель шахматной волшебной страны.
Обозначение, местоположение, Белопольные и чернопольные слоны. Ход
фигуры «Слон».
Второе лицо и самая сильная фигура в волшебной стране шахмат «Ферзь» Правило расстановки ферзей. Обозначение, местоположение, сила
фигуры, ход ферзя.
Волшебный «Конек Горбунок» в шахматном королевстве - шахматная
фигура - «Конь». Расположение коней в начале партии, обозначение коней,
ход коня, взятие.
Выполнение контрольного теста на знание шахматных фигур, их
обозначения, расположения в начале партии, силы фигур, возможностей
«Игровая практика» - игра с партнером, взаимное приветствие в начале и
конце партии, время на партию.
6
раздел. Сохранение жизни короля - цель жителей шахматного
королевства (всего 4 часа)
8

«Шах» - угроза жизни шахматного короля. Понятие «Шах». Шах
разными фигурами. Три способа защиты от шаха. Понятия «Двойной шах»,
«Открытый шах», «Вскрытый шах».
«Мат» - гибель шахматного короля - цель игры. Понятие «Мата». Мат
в один ход. Мат ферзем, ладьей, конем, слоном, пешкой. «Игровая
практика»- поставь мат в один ход.
«Пат» - ничья, как способ остаться в живых шахматному королю, или
ошибка соперника. Понятие «Пат», отличие мата от пата.
Виды ничьей.
7
раздел. Рокировка (всего 4 часа)
Рокировка - ход короля. Рокировка - способ короля спрятаться от
врагов. Правило рокировки. Рокировка в короткую и длинную стороны.
Обозначение рокировки. Когда нельзя делать рокировку? Основные
правила для главного жителя шахматной страны при осуществлении
рокировки. «Игровая практика» - Выполнение рокировки в игре при разной
позиции фигур.
8
раздел. Учет времени в игре (всего 1 час)
Учет времени в шахматных партиях. Шахматные часы. Быстрые
шахматы. Блицтурниры. « Игровая практика» - установка времени на
часах, правила пользования часами, положение рук при пользовании
часами.
9
раздел. Учет достижений в шахматах (всего 2 часа)
Шахматные соревнования и достижения. Присвоение шахматных
разрядов, их подтверждение. Шахматные звания. Награждение
победителей шахматных соревнований. «Игровая практика» - повторение
тем 6,7, 8,9.
Выполнение контрольного теста по темам 6,7,8,9. «Игровая практика»
- Игра с соперником.
10
раздел. Начало шахматного сражения - дебют (всего 12 часов)
Основные особенности игры в дебюте. Захват центра - основное
правило дебюта. Быстрое развитие легких фигур к центру - второе
основное правило дебют. Не ставьте коней на край доски. Оберегайте поля
Ф7, Ф2.
Последовательность вывода фигур, как подготовка сил к бою.
Противодействие фигурам противника. Понятие темпа в шахматной игре.
Своевременное выполнение рокировки, как способ защиты короля в
дебюте. Недопустимость раннего вывода ферзя в дебюте. Не оставляйте
короля без защиты, не занимайтесь пешкоедством.
Короткие партии, как пример ошибочной игры в дебюте.
Взаимодействие фигур в дебюте. Фигуры должны взаимодействовать друг
с другом - защищать друг друга или делать нападение на фигуру
противника, не мешать выводу своих фигур и пешек. Принятие мер для
защиты.
11
раздел. Середина игры - миттельшпиль (всего 2 часа)
9

Главная задача миттельшпиля - добиться преимущества, или
сохранить его, если оно добыто в дебюте. Анализ ситуации, соотношение
материала, превосходство в силах, перевес в пространстве и времени,
взаимодействие фигур. «Игровая практика» - разыгрывание дебюта.
Виды преимущества: позиционное, материальное. «Игровая практика»
- разыгрывание дебюта.
12
раздел. Тактические приемы в шахматной борьбе (всего 9
часов) Открытое нападение или вскрытый шах. Двойной удар. «Вилка».
Связка. Понятие о связке. «Игровая практика» - Решение задач на тему
связка, разбор домашнего задания.
13
раздел. Конец игры - эндшпиль. Различные виды окончаний
(всего 7 часов)
Мат ферзем и ладьей. Игровая практика. Отборочный этап
шахматного турнира. Мат ферзем и королем одиночному королю. Игровая
практика.
Мат двумя ладьями. Линейный мат. Мат лесенкой. Игровая практика.
Постановка мата в один ход. Тестирование. Мат ладьей и королем
одиночному королю. Принципы отсечения. Игровая практика. Мат двумя
слонами и королем одиночному королю. Конь и слон против короля.
14
раздел. Тестирование (всего 2 часа).
15
раздел. Шахматные турниры (всего 3 часа).
6.2.Формы
публичной
демонстрации
качества
освоения
программы: открытые занятия, соревнования различных уровней.
6.3.Педагогические технологии:
личностно - ориентированная,
развивающая,
игровая практика,
здоровье сберегающая,
информационно - коммуникативная,
лекционная, дискуссия,
круглый стол,
деловая игра,
видео лекция,
метод проектов,
интегрированная.
Наглядно-демонстрационные,
игровые,
компьютерные,
аналитические, проектно-схематические.
6.4.Алгоритм учебного занятия:
Подготовка к учебному занятию.
Вводная часть (приветствие, проверка присутствующих, настрой
на работу, постановка задач на занятие)
Основная часть (проверка домашнего задания, объяснение нового
материала, закрепление усвоенного, физкультминутка, игровая практика,
проверка усвоенного материала, домашнее задание, разбор домашнего
10

задания)
Заключительная часть (информация о предстоящих соревнованиях,
прощальное приветствие, выход к родителям, информация и объяснение
для родителей, проветривание помещения, подготовка к очередному
занятию)
6.5.Методы обучения:
1. По источнику познания:
- Словесные (объяснение, рассказ, сказка, инструктаж)
- Практический (игра, сеансы игры)
- Наглядно-демонстрационные (использование демонстрационной
доски, записи партий на школьной доске, наблюдение за игрой, разбор
партий, разбор партий мастеров),обучающие программы «Динозавры
играют в шахматы», «Шах и мат!», «Шахматные сказки»
- Работа с литературой
2. По типу познавательной деятельности:
- Объяснительно - иллюстративный
- Проблемный (Ситуация, дискуссия)
- Исследовательско - аналитический
3. На основе типа личности:
методы формирования сознания, понятий, взглядов, убеждений
(рассказ, беседа, показ, иллюстрация, индивидуальная работа).
методы мотивации учебной деятельности (одобрение, похвала,
поощрение, награждение, использование общественного мнения, примера,
игровые эмоциональные ситуации).
6.6. Условия реализации программы:
- Кабинет,
- Столы,
- Стулья,
- Шахматные доски
- Комплекты шахматных фигур
- Шахматные часы.
- Демонстрационная шахматная доска с комплектом фигур
- Учебная школьная доска
- Шахматная и методическая литература
- Телевизор
- Ноутбук с комплектом сетевых кабелей
- Шахматные награды
- Мебель для размещения необходимого оборудования
- Наличие у детей тетрадей для записей, ручек карандашей,
шахматных учебников и литературы.
6.7.Кадровое обеспечение программы:
Педагог: Программу может реализовывать педагог, имеющий
педагогическое
профильное
образование,
владеющий
навыками
-

11

руководства учебно-творческой деятельностью обучающихся и методикой
преподавания предмета.

12

Список литературы для педагога
1.
В.Костров, П.Рожков. 1000 шахматных задач. Решебник. 2 год.
Москва. «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2019г.
2.
Журналы: «64-ШАХМАТНОЕ ОБОЗРЕНИЕ» с № 1 – 2003 года
по настоящее время.
3.
Николай Калиниченко. «100 уроков шахматных маэстро». – М.:
Астрель- АСТ, 2007
4.
Игорь Сухин. 1000 шахматных задач. Начальный уровень.
Ростов-на-Дону. «Феникс». 2017г.
5.
В.Костров, С.Фёдоров. Шахматный решебник. Сборник задач и
комбинаций. Москва. «Russian CHESS House/Русский шахматный дом»,
2018г.
6.
В.Костров, П.Рожков. 1000 шахматных задач. Решебник. 2 год.
Москва. «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2019г.
7.
Организация и проведение уроков по шахматам в начальной
школе. Иркутск. 1986г.
8.
Л.Абрамов, Ю.Зражевский, Ю.Карахан. организация и судейство
шахматных
9.
Программы по шахматам и шашкам для внешкольных
учреждений. Издательство «Просвещение». Москва 1971г.
Список литературы для обучающихся
1.
Н.И.Журавлев. «Шаг за шагом».
2.
Москва, «ФиС», 1986г.
3.
С.Б.Губницкий, М.Г.Хануков, С.А.Шедей «Полный курс шахмат.
64 урока».Москва, Изд-во «ФОЛИО», 2004г.
4.
Наталья Петрушина «Шахматный учебник для детей».Ростов-наДону. «Феникс». 2007г.
5.
Наталья Петрушина «Шахматные дебюты для детей». Ростов-наДону. «Феникс». 2013г.
6.
Игорь Сухин. 1000 шахматных задач. Начальный уровень.
Ростов-на-Дону. «Феникс». 2017г.
7.
В.Костров, С.Фёдоров. Шахматный решебник. Сборник задач и
комбинаций. Москва. «Russian CHESS House/Русский шахматный дом»,
2018г.
Электронные образовательные ресурсы:
https://www.angarachess.ru- Иркутская городская шахматная
федерация
https://шахматистам.рф
http://шахматенок.рф
https://chessmatenok.ru/shahmatnye-zadachi-dlya-detej/

13

Оценочные материалы:
1. Входное тестирование по модифицированному тесту КернаИрасека обучаемость детей для младшей возрастной группы, итоговый
тест Керна- Ирасека уровень обученности в группе - стандартные.
2. Задания для тестирования за 1 полугодие к программе
«Шахматное путешествие».
При выполнении тестов обучающийся должен выбрать один
правильный ответ из 4 предложенных в вопросе. За каждый правильный
ответ тестируемый получает-1 балл. В 7 и8 вопросе можно получить2
балла, если правильно ответить на задание.
Фамилия, имя
№ группы
1.
Что обозначает слово шахматы?
а) да, здравствует король!
б) привет королю!
в) король умер
г) король в опасности
2.
Какой размер у шахматной европейской доски?
а) 8 х 8
б) 9 х 9 в)10 х 10 г) 7х7
3.
Что такое вертикаль?
а) поля, идущие справа налево
б) поля, идущие сверху вниз
в) поля, идущие наискосок
г) поля идущие зигзагом (вправо, влево)
4.
Что такое горизонталь?
а) поля, идущие справа налево
б) поля, идущие сверху вниз
в) поля, идущие наискосок
г) поля идущие зигзагом (вправо, влево)
5.
Что такое диагональ?
а) поля, идущие справа налево
б) поля, идущие сверху вниз
в) поля, идущие наискосок
г) поля идущие зигзагом (вправо, влево)
6.
С помощью какого алфавита обозначаются вертикали?
а) немецкого
б) английского
в) латинского
г) французского
7.
Напишите силу шахматных фигур в пешках
Король коньФерзь ладьяСлон пешка8. Подчеркните правильное название шахматных фигур в
европейских шахматах: королева, конь, ферзь король, дама, тура,
14

офицер, слон, ладья, царь, лошадь.
9.
Что такое шах?
а) титул правителя арабской страны
б) конец игры
в) нападение на короля (угроза королю)
г) конец партии
10.
Что такое мат в шахматах?
а) ругательное слово
б) покрытие фигур специальным составом
в) конец игры
г) нападение на короля
11.
Можно ли поставить мат?
А) двумя конями
Б) конем и королем
В) двумя слонами
Г) королем и слоном
12.
Что такое пат?
А) когда королю не объявлен шах, а ни одна из его пешек и фигур, в
том числе король, не может сходить.
Б) Когда кончились фигуры
В) Когда кончились пешки
Г) Когда на доске осталось два короля
13.
Когда объявляется ничья?
А) когда соперники устали
Б) когда хочется кушать
В) по соглашению сторон
Г) когда не хочется играть.
3.Задания для тестирования за 2 полугодие к программе
«Шахматное путешествие».
При выполнении тестов обучающийся должен выбрать один
правильный ответ из 4 предложенных в вопросе и отметить его любым
способом. За каждый правильный ответ тестируемый получает-1 балл. В
8 ,9,11вопросе можно получить 2 балла, если правильно ответить на
задание.
Фамилия, имя
№ группы
1.
Знаешь ли ты правила поведения во время занятий?
-да
-нет
-не все
2.
Знаешь ли ты правила игры в шахматы?
-да
-нет
-не все
3.
Выполняешь ли ты правила поведения во время игры в шахматы?
-да
-нет
-не всегда
4.
Какие стадии шахматной партии ты можешь назвать?
1
2
3
15

4
5.
Как называются линии полей идущих справа налево?
1 вертикали
2 горизонтали
3 диагонали
4 монументали
6.
Как называются линии полей идущих сверху вниз?
1 вертикали
2 горизонтали
3 диагонали
4 монументали
7.
Как называются линии полей идущие наискосок?
1 вертикали
2 горизонтали
3 диагонали
4 монументали
8.
Какие шахматные тактические приемы ты знаешь?
1шантах
2размен
3обман
4подкуп
5взятие
4убийство
7. блокировка
8 отвлечение
9завлечение
9. Какие виды дебютов ты знаешь?
1 быстрые
2открытые
3военные
4
5 полузакрытые
6
полупрямые
7 закрытые
7 полуоткрытые полузамкнутые
8 медленные
10.
Что такое рокировка?
- меняются местами король и ферзь
- меняются местами ферзь и ладья
- меняются местами король и ладья
- король ходит через клеточку, а ладья встает рядом
противоположной стороны
11.
Когда выполнять рокировку нельзя? Назовите 5 правил
А)
Б)
В)
Д)
Е)
12.
Можно ли поставить мат одиночному королю?
- ферзем
- ладьей и королем
- конем и королем
- слоном и королем
13.
Как обозначаются фигуры на письме при записи партий?
- прописными (маленькими) буквами
- заглавными (большими) буквами

с

16

обозначением поля, на котором стоит фигура
- заглавными (большими) буквами с обозначением поля, на котором
стоит фигура.
14.
Для чего нужны шахматные часы?
- не опоздать на обед после партии
- следить за временем окончания партии
- следить за временем течения партии и не просрочить его
- чтобы быстрее ходить
15.
Участвовал ли ты в соревнованиях?
- во время занятий в шахматном объединении
- в окружных соревнованиях
- в городских соревнованиях
- в областных соревнованиях
16.
С кем ты играешь в шахматы дома?
- с мамой
- с сестрой или братом
- с дедушкой или бабушкой
- с папой
- с компьютером
- с самим собой
- не играю, нет времени
17.
Ты всегда говоришь правду?
- да - нет - всегда
Оценка тестового задания
Все вопросы оцениваются в 1 балл 8,9 и 11 вопросы оцениваются в
2 балла,15: вопрос введен для отслеживания участия ребенка в
соревнованиях разного уровня ,за него добавляется по1 баллу за каждую
позицию,16 вопрос введен для отслеживания работы ребенка дома по
своему спортивному росту добавляется по одному баллу если как то
работает дома, 17 вопрос введен для контроля правдивости ответа и
оценивается в 2 балла..
Максимальное количество баллов 20,
Оценка « отлично» - 20-17 баллов
Оценка «хорошо» - 16-12 баллов. Оценка «удовлетворительно» 11-5
баллов, ниже 5балловоценка «неудовлетворительно»
4 .Учет участия в соревнованиях в журнале обучения.
5 . Учет участия в мероприятиях в журнале обучения
4. Бланк промежуточной аттестации (по уровню усвоения
материала, работе на занятии)
Оценка: возможна бальная, возможна по уровню усвоения:
высокая, средняя, низкая.

17

Теория

Практика

оценк

Ф.

Участие в соревнованиях

Применять шахматные термины

Уметь работать с часами

Поставить мат в1-2 хода

Проведение рокировки

Прочитать и расставить партию

Мат разными фигурами

Розыгрыш дебютов

Этика поведения

Поведение на занятии, подготовка

Шахматная терминология

Знание доски

Тактические приемы

Шахматная нотация

Стадии шахматной партии

Правила игры

Правила поведения в учреждении

а

п/ п И.

0
1
2

Методические материалы:
Дидактические средства развития креативных способностей
учащихся в процессе обучения игре в шахматы
Аннотация. В данной статье приведены примеры формирования
навыков креативного мышления посредством нетиповых заданий.
https://cloud.mail.ru/public/39Gi/U4qLvm5Mk
Конспекты занятий:
Конспект занятия «Виды ничьей. Вечный шах. Сдача партии.
Троекратное повторение позиции. Игровая практика»;
Аннотация. Конспект занятия для изучения программного материала
программы «Первый шаг - дебют».
https://cloud.mail.ru/public/hsKx/HmpipGJWu
Методы обучения.
Глоссарий профессиональной терминологии
- Дебют - начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую
мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
18

Миттельшпиль - середина, основная часть шахматной партии, обычно
следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить
к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.
- Эндшпиль - заключительный этап шахматной партии, в котором на
доске остаётся мало фигур.
- Горизонталь - поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры
- Вертикаль - поля шахматной доски с одинаковым индексом буквы
- Диагональ - поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на
одной линии.
- Вилка - ход, после которого под боем оказываются две (и более)
фигуры противника. Чаще всего так называется двойное нападение пешкой
или конём.
- Связка - ход, после которого под боем оказываются две (и более)
фигуры противника. Чаще всего так называется двойное нападение пешкой
или конём.
- Вечный шах - ситуация, в которой одна из сторон (как правило,
сильнейшая) не может избежать серии повторяющихся шахов.
- Взятие на проходе - взятие пешкой пешки противника на поле, которое
она пересекла, делая свой первый ход на две клетки вперёд.
-

19

Учебно-тематический план
Меся

Фор
Форма
Объем часов
вс
тео
практ ма занятия аттестации
его - 1'рия
ика
Раздел 1. Вводное занятие (количество часов

ц

Название раздела. Тема
занятия.

сентя

Инструктаж по технике
1
1
учебное тестирование
брь
безопасности.
занятие
Раздел 2. История развития шахмат. Шахматы от возникновения до наших дней (количество
часов - 1)
сентя
История
развития
1
1
учебное
брь
шахмат.
занятие
Раздел 3. Шахматная доска - поле сражения (количество часов - 4)
сентя
Волшебная доска. Белые
1
1
учебное
брь
и черные поля.
занятие
1
1
учебное
сентя
Шахматная
доска:
занятие
брь
Вертикали,
горизонтали,
диагонали.
сентя
1
1
Шахматная нотация.
учебное
брь
Знакомство с алфавитом.
занятие
сентя
Путешествие по полям
1
1
учебное
брь
шахматной доски.
занятие
Раздел
4.
Начальная
)игур (количество часов - 4)
октяб
Жители
волшебной
1
1
учебное
рь
шахматной страны.
занятие
октяб
Место в войсковом строю
1
1
учебное
рь
шахматных фигур.
занятие
октяб
Сила шахматных фигур.
1
1
учебное
рь
занятие
октяб
Сила шахматных фигур.
1
1
учебное
0
рь
занятие
Раздел 5. Действующие герои шахматной страны (количество
16)
часов - Главная
фигура
1
1
учебное
октяб
1
рь
шахматного войска.
занятие
Сохранение
жизни
октяб
1
1
учебное
2
рь
короля.
занятие
октяб
Пешка.
Ход
пешки.
1
1
учебное
3
рь
Взятие пешкой.
занятие
октяб
Превращение пешки.
1
1
учебное
4
рь
занятие
октяб
Взятие на проходе.
1
1
учебное
5
рь
занятие
ноябр
Основные
свойства
1
1
учебное
6
ь
пешки.
занятие
1
1
учебное
ноябр
Шахматная фигура ладья.
занятие
7
ь
ноябр
Шахматная фигура ладья.
1
1
учебное
8
ь
Взятие.
занятие
ноябр
Ладья против ладьи.
1
1
учебное
9
ь
занятие
ноябр
Шахматная фигура 1
1
учебное
0
ь
«Слон».
20

занятие
Белопольные
и
1
1
учебное
ь
чернопольные слоны.
занятие
ноябр
Шахматная фигура 1
1
учебное
ь
«Ферзь».
занятие
Взятие
ферзем.
ноябр
1
1
учебное
ь
Возможности ферзя.
занятие
ноябр
Шахматная фигура 1
1
учебное
ь
«Конь».
занятие
декаб
Шахматная фигура 1
1
учебное
рь
«Конь».
занятие
декаб
Шахматная фигура 1
1
учебное
рь
«Конь».
занятие
Раздел 6. Цель жителей шахматной страны (количество часов - 4)
декаб
1
1
Мат - гибель шахматного
учебное
рь
короля.
занятие
декаб
Виды ничьи.
1
1
учебное
рь
занятие
Сдача
партии.
1
1
учебное
декаб
занятие
рь
Троекратное
повторение
декаб
Бешенная фигура.
1
1
учебное
рь
занятие
Раздел 14. Тестирование (количество часов - 1)
декаб
1
1
Тестирование
за
1
тестиров
рь
полугодие.
ание
Раздел 15. Соревнования (количество часов - 1)
декаб
Новогодний шахматный
1
1
соревно
рь
турнир.
вание
Раздел 7. Рокировка (количество часов - 4)
январ
Рокировка.
1
1
учебное
ь
занятие
Случаи
невозможной
январ
1
1
учебное
ь
рокировки.
занятие
январ
1
1
Рокировка в короткую
учебное
ь
сторону.
занятие
Рокировка в длинную
январ
1
1
учебное
ь
сторону.
занятие
Раздел 8. Учет времени в игре (количество часов - 1)
1
1
январ
Учет
времени
в
учебное
ь
шахматных партиях.
занятие
Раздел 9. Учет шахматных достижений (количество часов - 2)
январ
Шахматные
1
1
учебное
ь
соревнования и достижения.
занятие
январ
1
1
учебное
Учет
шахматных
ь
достижений.
занятие
Раздел 10. Начало шахматного сражения - дебют (количество часов - 12)
Основные особенности
февра
1
1
учебное
ль
игры в дебюте.
занятие
февра
Захват центра.
1
1
учебное
ль
ноябр

1
2
3
4
5
6

7
8
9
0

1

2

3
4
5
6

7

8
9

0
1

тестирование

21

Быстрое развитие легких
фигур.
февра
Последовательность
вывода фигур.
февра
Понятие темпа.

1

1

1

1

1

1

февра

февра
2
3
4
5
6
7
8

ль
ль
ль
ль
ль

Своевременное
выполнение рокировки.
Ранний вывод ферзя в
февра
дебюте.
февра
Понятие «Ловушка».

1

1

1

1

1

1

февра

Детский мат.

1

1

март

Мат Легаля.

1

1

ль
ль

9
Взаимодействие фигур в
дебюте.
март
Понятие «Размен».
март
0

1

1

1

1

1

занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие

Раздел 11. Середина игры - миттельшпиль (количество часов - 2)
март
Понятие миттельшпиля.
1
1

2
3

4
5
6
7
8
9
0
1
2

3

учебное
занятие
март
Материальный перевес.
1
1
учебное
занятие
Раздел 12. Тактические приемы в шахматной борьбе (количество часов - 9)
март
Открытое нападение.
1
1
учебное
занятие
март
Двойной удар.
1
1
учебное
занятие
март
Понятие «Вилка».
1
1
учебное
занятие
апрел
Понятие «Связка».
1
1
учебное
ь
занятие
апрел
1
1
Способы освобождения
учебное
ь
от связки.
занятие
апрел
Вскрытое нападение.
1
1
учебное
ь
занятие
апрел
Вскрытый шах.
1
1
учебное
ь
занятие
апрел
Двойной шах.
1
1
учебное
ь
занятие
апрел
Копье.
1
1
учебное
ь
занятие
Раздел 15. Соревнования (количество часов - 1)
Турнир
«Зеленые
апрел
1
1
соревно
ь
сюрпризы богини Каиссы»
вание
Раздел 13. Конец игры - эндшпиль (количество часов - 4)

22

4

ь

5

ь

апрел

Мат ферзем и ладьей.

1

1

апрел

Мат ферзем и королем.

1

1

май

Линейный мат.

1

1

6
май

7

Постановка мата в один
1
ход.
Раздел 14. Тестирование (количество часов - 1)
май
Тестирование.
1

1

1

1

тестирова
учебное
занятие ние

1

соревно
вание

8

9

Раздел 15. Соревнования (количество часов - 2)
Шахматный турнир ко
май
1
дню Победы
Раздел 13. Конец игры - эндшпиль (количество часов - 3)
май
Мат ладьей и королем.
1
1

учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие

0
май
1
май
2

Мат двумя слонами и
королем.
Конь и слон против
короля.
Итого

1

1

1

1

72

31

учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие

41

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».