Муниципальное казенное учреждение
«Управление по организации образовательной деятельности на территории
Мамско-Чуйского района»
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Мамско-Чуйский районный Дом детского творчества»
(МКУ ДО «РДДТ»)
Принято
Педагогическим советом
Протокол №1
«29» сентября 2023год
Утверждаю
Директор МКУ ДО «РДДТ»
______________Ручкина И.В.
«02» октября 2023год
Дополнительная общеобразовательная программа
«Дебют»
Возрастная категория: 7 -12 лет,
Срок реализации: 1 год (144 ч.)
Направленность: Физкультурно-спортивная
Уровень реализации: Базовый
Вид программы: модифицированная
Составитель программы:
Педагог
дополнительного образования
Сергей Александрович Аверьянов
Программа «Дебют»
составлена на основе дополнительной общеразвивающей программы
«Шахматная стратегия» педагога д/о Ковалёва С.В.
р.п. Мама – 2023 г.
1. Пояснительная записка
1.1. Общая характеристика
Программа «Дебют» ориентирована на социализацию личности
обучающегося, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного
времени.
Программа содействует развитию детской социальной инициативы,
овладению нормами и правилами поведения, формирует мотивацию на
ведение здорового образа жизни, социального благополучия и успешности
человека.
Дополнительная общеразвивающая программа «Дебют» разработана в
соответствии с:
− Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» с изменениями;
− Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
− Приказом Минпросвещения России от 05.08.2020г № 882/391 «Об
организации осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ»;
− Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» № 28 от 28.09.2020г.
− СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
− Уставом учреждения
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Уровень программы: стартовый (соответствует первому году
обучения).
1.2. Актуальность
1.3. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает
многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает
дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.
Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения,
самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность.
1.4. Педагогическая целесообразность
Развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее
спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и
требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость,
терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет,
умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся
2
обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и
искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно,
чем другие виды спорта. Шахматы это не только игра, доставляющая детям
много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их
умственного развития, формирования внутреннего плана действий способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает нагляднообразное мышление, способствует зарождению логического мышления,
воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок,
обучающийся этой игре, становится внимательнее, самокритичнее,
привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до
конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было
подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше
успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у
детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие,
внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением.
1.5. Отличительная особенность и новизной программы
заключается в том, что она направлена на развитие логического мышления
ребенка с раннего возраста, когда он делает первые шаги в мире шахмат.
Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры,
шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические
задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур,
блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место
отводится изучению «до матового» периода игры. Стержневым моментом
занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы,
выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое
использование занимательного материала, включение в занятия игровых
ситуаций. В данную программу включен материал, направленный на
формирование у обучающихся универсальных компетенций/базовых
навыков XXI века в условиях дополнительного образования, а именно:
формирование навыков кооперации через групповую работу. В
2. Цель и задачи программы
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития
обучающихся, посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы:
Обучить:
- знанию шахматных фигур, ходам фигур, их силе и возможностям
по постановке мата;
- знанию правила хода и взятия каждой фигурой;
- знанию правил шахматной игры, теории и практики шахматной
3
игры, этапам (стадиям) шахматной партии.
- основным тактическим шахматным приемам и возможностям их
применения в игре.
- основным дебютам и защитам.
Развить:
- когнитивные способности (логическое мышление, память,
внимание и наблюдательность, пространственное воображение и
творческие способности детей).
Воспитать:
- этические нормы поведения, соблюдение правил шахматной игры
при проведении соревнований и в личных встречах.
3. Санитарно-гигиенические требования
Адресат программы: Программа рассчитана на детей от 7 до 12 лет.
Наполняемость учебной группы комплектуются по10-12 человек.
Краткая характеристика обучающихся:
Программа рассчитана на детей от 7 до 12 лет.
Ребенок в этом возрасте стремиться познать мир, ему все интересно, в
том числе и игра в шахматы. Особенностью детей этого возраста является
быстрая утомляемость, быстрая потеря интереса. Поэтому на занятиях
применяются игровые формы обучения, производится смена видов
деятельности, и ни какого принуждения - все должно быть интересно!
Принцип комплектование групп:
- прием детей осуществляется на основе подачи заявления от
родителей;
- с учетом половозрастных, индивидуальных, психологических,
физических особенностей;
- с учетом расписания занятий в школе.
Срок освоения программы: 1 год обучения.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 год обучения; 72 занятия в год, общее количество
часов - 144 ч.
Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 учебному часу (45 мин. – для
детей младшего и среднего школьного возраста.
Особенности организации образовательного процесса: допускается
усложнение или упрощение материала с индивидуальным подходом к
каждому обучающемуся, исходя из индивидуально-психологических,
физических или иных особенностей и состояния учащихся, а также
смещение тем в условиях обучения в дистанционном режиме.
4. Планируемые результаты:
обучающиеся должны знать:
основные правила игры в шахматы;
основы шахматной нотации;
4
название, обозначение, расположение, ходы и силу фигур, их
возможности в постановке мата;
основные принципы разыгрывания дебюта, тактические
методы, применяемые в игре;
стадии развития шахматной партии, шахматные термины,
применяемые в игре;
шахматные дебюты, начала и защиты.
обучающиеся должны уметь:
разыгрывать простейшие дебютные варианты партий;
правильно проводить рокировку;
поставить мат разными фигурами;
пользоваться шахматными часами;
прочитать запись партии и записать расположение фигур;
поставить мат в один, четыре хода;
найти и сделать правильный ход в каком-нибудь дебюте, или
начале партии;
применять полученные знания на практике при проведения
шахматных турниров и соревнований.
-
5. Учебный план
№
1.1
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3.1
3.2
3.3
Название разделов, тем
Раздел 1. Вводное занятие.
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Раздел 2. Действующие фигуры
шахматной игры.
Пешка. Пять особенностей пешки.
Игровая практика.
Пешка. Взятие на проходе.
Ладья. Игровая практика.
Слон. Игровая практика.
Белопольные и чернопольные слоны.
Игровая практика
Ферзь. Игровая практика.
Конь. Игровая практика.
Раздел 3. Рокировка.
Рокировка - ход короля. Игровая
практика.
Когда нельзя делать рокировку.
Игровая практика.
Рокировка и ее выполнение как
способ защиты короля. Игровая
практика.
Объем часов
Форма
Всего Теория Практика промежуточной
(итоговой)
аттестации
2
2
2
2
18
9
9
2
1
1
6
2
2
2
3
1
1
1
3
1
1
1
2
2
8
2
1
1
4
1
1
1
4
1
2
1
1
2
1
1
5
3.4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
5.1
5.2
5.3
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
7.1
Рокировка, как средство
объединения тяжелых фигур.
Игровая практика.
Раздел 4. Дебют.
Как начинать партию. Игровая
практика.
Классификация дебютов. Игровая
практика.
Мат дурака. Игровая практика.
Детский мат. Игровая практика.
Мат Легаля. Игровая практика.
Итальянская партия. Игровая
практика.
Защита двух коней. Игровая
практика.
Испанская партия. Игровая практика.
Шотландская
партия.
Игровая
практика.
Сицилианская
защита.
Игровая
практика.
Французская
защита.
Игровая
практика.
Защита Каро-Канн. Игровая практика.
Староиндийская защита. Игровая
практика.
Защита
Нимцовича.
Игровая
практика.
Раздел 5. Миттельшпиль.
Главная задача
миттельшпиля.
Игровая практика.
Виды преимущества. Игровая
практика.
Понятие темпа. Игровая практика.
Раздел 6. Тактические приемы.
Открытое
нападение.
Игровая
практика.
Двойной удар. Игровая практика.
Вилка. Игровая практика.
Связка. Игровая практика.
Как освободиться от связки.
Игровая практика.
Вскрытый шах. Игровая практика.
Двойной шах. Игровая практика.
Раздел 7. Эндшпиль.
Мат ферзем и королем одиночному
королю. Игровая практика.
2
1
1
38
2
19
1
19
1
2
1
1
2
2
4
4
1
1
2
2
1
1
2
2
2
1
1
4
2
2
2
1
1
4
2
2
2
1
1
4
2
2
2
1
1
2
1
1
6
2
3
1
3
1
2
1
1
2
14
2
1
7
1
1
7
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
18
2
1
1
9
1
1
1
9
1
6
7.2
7.3
7.4
7.5
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
9.1
Мат двумя слонами и королем
одиночному
королю.
Игровая
практика.
Мат конем, слоном и королем
одиночному
королю.
Игровая
практика.
Раздел 8. Шахматные задачи.
Мат в 2 хода. Игровая практика.
Мат в 3 хода. Игровая практика.
Мат в 4 хода. Игровая практика.
Жертва фигуры. Игровая практика.
Решить задачу. Игровая практика.
Раздел 9. Учёт времени в партии.
Как правильно использовать часы.
Игровая
Итого практика.
2
1
1
2
1
1
6
3
3
6
3
3
38
10
10
6
10
2
2
2
144
19
2
5
3
5
1
1
72
19
2
5
3
5
2
1
1
72
Календарный учебный график
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.
Раздел 5.
Раздел 6.
Раздел 7.
Раздел 8.
Раздел 9.
всего
2
18
20
8
8
16
16
16
14
6
20
12
12
2
14
16
4
16
16
20
16
май
апрель
март
февраль
январь
декабрь
ноябрь
итого
октябрь
Раздел/
Месяц
сентябрь
6.
Мат двумя ладьями. Игровая
практика.
Мат ладьей и королем одиночному
королю. Игровая практика.
6
2
8
2
18
8
38
6
14
18
38
2
144
6. Комплекс основных характеристик программы
6.1. Содержание программы:
Учебный
материал
программы
распределён
по
принципу
последовательного постепенного расширения теоретических знаний, к их
практическому применению и формированию навыков ведения
спортивной борьбы умению применить их на практике. Он изложен по
дидактическому принципу от простого к сложному.
Изучение программного материала рассчитано на 1 год обучения. В начале
учебного года формируются группы. В данных группах ставится задачи:
7
− сохранение и привитие интереса к шахматной игре;
− овладение основными правилами и элементами игры;
− ознакомление с историей и развитием шахмат, их происхождением
и распространением;
− знакомство с шахматной доской, с шахматными фигурами, их
названием, стоимостью, возможностями по осуществлению ходов;
− изучение силы и слабости фигур;
− взятием в шахматной игре;
− изучение дебютов и защит;
− возможности разных фигур по постановке мата;
− постановка мата в один - четыре хода.
1 раздел. Вводное занятие (всего 2 часа) Законы шахматной страны.
Изучение правил поведения в шахматной стране. (Предъявляются
требования к занятию - наличие тетради, карандашей или цветных
фломастеров, линейки). С обучаемыми детьми проводится
инструктаж по технике безопасности.
2 раздел. Действующие фигуры шахматной игры (всего 18 часов)
Король - главная фигура шахматного войска. Обозначение
схематичное и буквенное, местоположение короля в начале партии.
Ход короля, взятие королём, обозначение, стоимость. Пешка – солдат
шахматного королевства. Местоположение пешки в начале партии,
взятие, обозначение, стоимость. Пять особенностей пешки:
превращение пешки, рубит наискосок (по диагонали), ходит и рубит
только вперед, с первоначальной позиции может сходить на 2 клетки,
взятие на проходе. Игровая практика – 2 партнёра играют между
собой только пешками. 6 Ладья. Ход фигуры, взятие, обозначение,
стоимость, место вначале партии. Слон. Ход фигуры, взятие,
обозначение, стоимость, место в начале партии. Белопольные и
чернопольные слоны. Второе лицо и самая сильная шахматная фигура
– «Ферзь». Правило расстановки ферзей. Ход, взятие, обозначение,
стоимость, место в начале партии. Возможности ферзя. Шахматная
фигура – «Конь». Ход, взятие, обозначение, стоимость, место в начале
партии. Особенности коня. Игровая практика - игра с партнером,
взаимное приветствие в начале и конце партии.
3 раздел. Рокировка (всего 8 часов) Рокировка – ход короля. Правила
рокировки, как правильно выполнять рокировку. Рокировка в
короткую и длинную стороны. Обозначение рокировки. Когда нельзя
делать рокировку. Рокировка и ее выполнение как способ защиты
короля. Рокировка, как средство объединения тяжелых фигур.
«Игровая практика» - Выполнение рокировки в игре при разной
позиции фигур.
4 раздел. Дебют (всего 38 часов) Как начать партию, основные
8
принципы дебюта. Быстрое развитие фигур к центру и захват центра –
основное правило дебюта. Быстрое развитие легких фигур к центру –
второе основное правило дебюта. Последовательность вывода фигур
в дебюте. Своевременное выполнение рокировки – третье правило
дебюта. Недопустимость вывода тяжелых фигур в дебюте (ферзь,
ладья) – четвертое правило дебюта. Как взаимодействуют фигуры в
дебюте. Фигуры должны взаимодействовать друг с другом –
защищать друг друга или делать нападение на фигуру противника, не
мешать выводу своих фигур и пешек. Мат дурака, детский мат, мат
Легаля. «Игровая практика» - правильное разыгрывание дебюта,
уметь ставить мат дурака, мат Легаля и детский мат, а также знать
защиту от них. Уметь правильно разыгрывать несколько дебютов и
защит.
5 раздел. Миттельшпиль (всего 6 часов) Главная задача
миттельшпиля – добиться преимущества, или сохранить его, если оно
добыто в дебюте. Виды преимуществ: материальное и позиционное
преимущество. Анализ ситуации, соотношение материала, перевес в
пространстве и времени, взаимодействие фигур. Что такое темп в
шахматной партии. «Игровая практика» - разыгрывание дебюта и
миттельшпиля.
6 раздел. Тактические приемы (всего 14 часов) 7 Открытое
нападение. Двойной удар. «Вилка». Связка. Понятие о связке и как
освободиться от связки. Вскрытый шах, вскрытое нападение. Двойной
шах, преимущество двойного шаха. «Игровая практика» - Решение
задач на тему связка, двойной удар, вскрытый шах.
7 раздел. Эндшпиль (всего 18 часов) Мат ферзем и королём
одиночному королю. Мат двумя ладьями, линейный мат, мат
лесенкой. Мат ферзём и ладьёй. Мат ладьёй и королём одиночному
королю. Мат двумя слонами и королём одиночному королю. Мат
конём, слоном и королём одиночному королю. Игровая практика.
8 раздел. Шахматные задачи (всего 38 часов) Различные шахматные
задачи: поставить мат в два хода, мат в три хода, мат в 4 хода. Жертва
фигуры. Решить шахматную задачу.
9 раздел. Учёт времени в партии (всего 2 часа) Учёт времени в
шахматной партии. Как правильно использовать часы. В каких случаях
бывает выигрыш, ничья, или поражение по окончанию времени.
Игровая практика. Планируемые результаты: обучающиеся будут
знать: • основные правила игры в шахматы; • основы шахматной
нотации; • название, обозначение, расположение, ходы и силу фигур,
их возможности в постановке мата; • основные принципы
разыгрывания дебюта, тактические методы, применяемые в игре; •
стадии развития шахматной партии, шахматные термины,
9
-
-
применяемые в игре; • шахматные дебюты, начала и защиты.
обучающиеся будут уметь: • разыгрывать простейшие дебютные
варианты партий; • правильно проводить рокировку; • поставить мат
разными фигурами; • пользоваться шахматными часами; • прочитать
запись партии и записать расположение фигур; • поставить мат в
один, четыре хода; • найти и сделать правильный ход в каком-нибудь
дебюте, или начале партии; 8 • применять полученные знания на
практике.
6.2. Формы публичной демонстрации качества освоения
программы: открытые занятия, соревнования различных
уровней.
6.3.Педагогические технологии:
личностно - ориентированная,
развивающая,
игровая практика,
здоровье сберегающая,
информационно - коммуникативная,
лекционная, дискуссия,
интегрированная.
Наглядно-демонстрационные,
игровые,
компьютерные,
аналитические.
6.4. Алгоритм учебного занятия:
Подготовка к учебному занятию.
Вводная часть (приветствие, проверка присутствующих, настрой
на работу, постановка задач на занятие)
Основная часть (проверка домашнего задания, объяснение нового
материала, закрепление усвоенного, игровая практика, проверка усвоенного
материала, домашнее задание, разбор домашнего задания)
- Заключительная часть (информация о предстоящих соревнованиях,
прощальное приветствие, выход к родителям, информация и объяснение
для родителей, проветривание помещения, подготовка к очередному
занятию)
6.5.Методы обучения:
1. По источнику познания:
- Словесные (объяснение, рассказ, инструктаж)
- Практический (игра, сеансы игры)
- Наглядно-демонстрационные (использование демонстрационной
доски, записи партий на школьной доске, наблюдение за игрой, разбор
партий, разбор партий мастеров),обучающие программы «Динозавры
играют в шахматы», «Шах и мат!», «Шахматные сказки»
- Работа с литературой
2. По типу познавательной деятельности:
- Объяснительно - иллюстративный
- Проблемный (Ситуация, дискуссия)
10
- Исследовательско - аналитический
3. На основе типа личности:
методы формирования сознания, понятий, взглядов, убеждений
(рассказ, беседа, показ, иллюстрация, индивидуальная работа).
методы мотивации учебной деятельности (одобрение, похвала,
поощрение, награждение, использование общественного мнения, примера,
игровые эмоциональные ситуации).
6.6. Условия реализации программы:
- Кабинет,
- Столы,
- Стулья,
- Шахматные доски
- Комплекты шахматных фигур
- Шахматные часы.
- Демонстрационная шахматная доска с комплектом фигур
- Учебная школьная доска
- Шахматная и методическая литература
- Телевизор
- Ноутбук с комплектом сетевых кабелей
- Шахматные награды
- Мебель для размещения необходимого оборудования
- Наличие у детей тетрадей для записей, ручек карандашей,
шахматных учебников и литературы.
6.7.Кадровое обеспечение программы:
Педагог: Программу может реализовывать педагог, имеющий
педагогическое
профильное
образование,
владеющий
навыками
руководства учебно-творческой деятельностью обучающихся и методикой
преподавания предмета.
11
Список литературы для педагога
1.
В.Костров, П.Рожков. 1000 шахматных задач. Решебник. 2 год.
Москва. «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2019г.
2.
Журналы: «64-ШАХМАТНОЕ ОБОЗРЕНИЕ» с № 1 – 2003 года
по настоящее время.
3.
Николай Калиниченко. «100 уроков шахматных маэстро». – М.:
Астрель- АСТ, 2007
4.
Игорь Сухин. 1000 шахматных задач. Начальный уровень.
Ростов-на-Дону. «Феникс». 2017г.
5.
В.Костров, С.Фёдоров. Шахматный решебник. Сборник задач и
комбинаций. Москва. «Russian CHESS House/Русский шахматный дом»,
2018г.
6.
В.Костров, П.Рожков. 1000 шахматных задач. Решебник. 2 год.
Москва. «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2019г.
7.
Организация и проведение уроков по шахматам в начальной
школе. Иркутск. 1986г.
8.
Л.Абрамов, Ю.Зражевский, Ю.Карахан. организация и судейство
шахматных
9.
Программы по шахматам и шашкам для внешкольных
учреждений. Издательство «Просвещение». Москва 1971г.
Список литературы для обучающихся
1.
Н.И.Журавлев. «Шаг за шагом».
2.
Москва, «ФиС», 1986г.
3.
С.Б.Губницкий, М.Г.Хануков, С.А.Шедей «Полный курс шахмат.
64 урока».Москва, Изд-во «ФОЛИО», 2004г.
4.
Наталья Петрушина «Шахматный учебник для детей».Ростов-наДону. «Феникс». 2007г.
5.
Наталья Петрушина «Шахматные дебюты для детей». Ростов-наДону. «Феникс». 2013г.
6.
Игорь Сухин. 1000 шахматных задач. Начальный уровень.
Ростов-на-Дону. «Феникс». 2017г.
7.
В.Костров, С.Фёдоров. Шахматный решебник. Сборник задач и
комбинаций. Москва. «Russian CHESS House/Русский шахматный дом»,
2018г.
-
Электронные образовательные ресурсы:
https://www.angarachess.ru- Иркутская городская шахматная
федерация
https://шахматистам.рф
http://шахматенок.рф
https://chessmatenok.ru/shahmatnye-zadachi-dlya-detej/
https://lichess.org/
12
-
13
Оценочные материалы:
При выполнении тестов обучающийся должен выбрать один
правильный ответ из 4 предложенных в вопросе и отметить его
любым способом. За каждый правильный ответ тестируемый
получает-1 балл. В 8 ,9,11вопросе можно получить 2 балла, если
правильно ответить на задание. Оценка « отлично» - 20-17 баллов
Оценка «хорошо» - 16-12 баллов. Оценка «удовлетворительно» - 115 баллов, ниже 5 баллов оценка «неудовлетворительно»
1. Знаешь ли ты правила поведения во время занятий?
- да - нет - не все
2. Знаешь ли ты правила игры в шахматы?
- да - нет - не все
3. Выполняешь ли ты правила поведения во время игры в
шахматы?
- да - нет - не всегда
4. Какие стадии шахматной партии ты можешь назвать?
1 2 14 3 4
5. Как называются линии полей идущих справа налево?
1. вертикали
2. горизонтали
3. диагонали
4. монументали
6. Как называются линии полей идущих сверху вниз?
1 вертикали
2 горизонтали
3 диагонали
4 монументали
7. Как называются линии полей идущие наискосок?
1 вертикали
2 горизонтали
3 диагонали
4 монументали
8. Какие шахматные тактические приемы ты знаешь?
1 шантах
2 размен
3 обман
4 подкуп
5взятие
4 убийство
7 блокировка
8 отвлечение
9 завлечение
14
9. Какие виды дебютов ты знаешь?
1 быстрые
2 открытые
3 военные
4 полупрямые
5полузакрытые
6полузамкнутые
7 закрытые
7 полуоткрытые
8 медленные
10. Что такое рокировка?
- меняются местами король и ферзь
- меняются местами ферзь и ладья
- меняются местами король и ладья
- король ходит через клеточку, а ладья встает рядом с
противоположной стороны
11. Когда выполнять рокировку нельзя? Назовите 5 правил А)
Б) В) Д) Е)
12. Можно ли поставить мат одиночному королю?
- ферзем
- ладьей и королем
- конем и королем - слоном и королем
13. Как обозначаются фигуры на письме при записи партий?
- прописными (маленькими) буквами
- заглавными (большими) буквами
- обозначением поля, на котором стоит фигура
- заглавными (большими) буквами с обозначением поля, на
котором стоит фигура.
14. Для чего нужны шахматные часы?
- не опоздать на обед после партии
- следить за временем окончания партии
- следить за временем течения партии и не просрочить его
- чтобы быстрее ходить
15. Участвовал ли ты в соревнованиях?
- во время занятий в шахматном объединении
- окружных соревнованиях
- в городских соревнованиях
- в областных соревнованиях
16. С кем ты играешь в шахматы дома?
- с мамой
- с сестрой или братом
- с дедушкой или бабушкой
15
- с папой
- с компьютером
- с самим собой
- не играю, нет времени
17. Ты всегда говоришь правду?
- да
- нет не всегда
Оценка тестового задания
Все вопросы оцениваются в1 балл,8,9 и 11 вопросы
оцениваютсяви2 балла,15: вопрос введен для отслеживания
участия ребенка в соревнованиях разного уровня ,за него
добавляется по1 баллу за каждую позицию,16 вопрос введен
для отслеживания работы ребенка дома по своему
спортивному росту добавляется по одному баллу если как то
работает дома, 17 вопрос введен для контроля правдивости
ответа и оценивается в2 балл.. Максимальное количество
баллов 20, Оценка « отлично» - 20-17 баллов 16 Оценка
«хорошо» - 16-12 баллов. Оценка «удовлетворительно» - 11- 5
баллов, ниже 5 баллов оценка «неудовлетворительно»
Промежуточное тестирование
При выполнении тестов обучающийся должен выбрать
правильный ответ из предложенных вариантов или вписать
свой ответ там, где нет выбора ответа.
1. Какой размер у шахматной европейской доски?
а) 8х8
б) 9х9
в) 10х10
2. Что такое вертикаль?
а) поля, идущие слева направо
б) поля, идущие сверху вниз
в) поля, идущие наискосок
3. Что такое горизонталь?
а) поля, идущие слева направо
б) поля, идущие сверху вниз
в) поля, идущие наискосок
4. Что такое диагональ? а) поля, идущие слева направо б) поля,
идущие сверху вниз в) поля, идущие наискосок 5. С помощью
какого алфавита обозначаются вертикали? а) английского б)
немецкого в) латинского 6. Напишите место расположения
белых фигур в начале партии. а) короля б) ферзя в) ладей г)
слонов д) коней 7. Подчеркните названия шахматных фигур,
дайте буквенное обозначение. Король , ферзь , слон , офицер ,
16
тура , ладья , Лошадь , конь , королева , царь . 8. Обозначте силу
всех шахматных фигур 17 Король ферзь слон ладья конь 9. С
помощью, каких фигур нельзя поставить мат? а) двух ладей б)
двух слонов г) двух коней 10. Какие преимущества имеют
белые в начале партии? а) в позиции б) в качестве в) в темпе 11.
Назовите основные тактические приемы, применяемые в
шахматной игре. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12. Напишите постановку
детского мата с помощью шахматной нотации. 13. Напишите
три основные задачи, выполняемые в дебюте. 14. Напишите
основные задачи, выполняемые в миттельшпиле. 15. Какие
виды эндшпилей ты знаешь? 1 2 3 4
Оценка задания
1. Правильный ответ 1балл, неправильный-0 баллов
2. Правильный ответ 1балл, неправильный-0 баллов
3. Правильный ответ 1балл, неправильный-0 баллов
4. Правильный ответ 1балл, неправильный-0 баллов
5. Правильный ответ 1балл, неправильный-0 баллов
6. Правильный ответ 1балл, неправильный-0 баллов
7. Правильный ответ 1балл, неправильный-0 баллов
8. Правильный ответ 1балла, неправильный-0 баллов
9. Правильный ответ 1балл, неправильный-0 баллов
10. Правильный ответ 1балл, неправильный-0 баллов
11. Правильный ответ 2балла, неправильный-0 баллов.
12. Правильный ответ 1 балл, неправильный-0 баллов.
13. Правильный ответ 1балл, неправильный-0 баллов.
14. Правильный ответ 1балл, неправильный-0 баллов
15. Правильный ответ 1балл, неправильный-0 баллов
4.Вопросы тестового задания для программы «Второй шаг миттельшпиль» по шахматам за II полугодие. Все вопросы
оцениваются в1 балл.31 вопрос по накопительной системе в 1
балл со знаком плюс ,максимум 40баллов-33баллов-оценка
«отлично», 32- 22 балла оценка- «хорошо»,21-11 баллов оценка
«удовлетворительно», 10 баллов и меньше отметка
«неудовлетворительно» 1. Знаешь ли ты правила поведения во
время игры в шахматы? Да - нет - не все 2. Выполняешь ли ты
правила поведения во время игры? Да - нет - не всегда 3.
Знаешь ли ты правила игры в шахматы? Да - нет - не все 4.
Какие стадии шахматной партии ты можешь назвать? 1 2 3 4 5.
Как называются линии полей идущих справа налево? 1
вертикали 2 горизонтали 3 диагонали 4 монументали 6. Как
называются линии полей идущих сверху вниз? 1вертикали
2горизонтали 3диагонали 4монументали 7. Как называются
17
Теория
Практика
а
Ф.
п/ п И.
оценк
линии полей идущие наискосок? 1 вертикали 2 горизонтали
3диагонали 4монументали 19 8. Как обозначаются фигуры на
письме при записи партий? - прописными (маленькими)
буквами - заглавными (большими) буквами - Заглавными
(большими) буквами с обозначением поля, на котором стоит
фигура. -названием поля на котором стоит фигура 9.
Расположите фигуры в порядке возрастания их силы. 10. Что
такое «шах»? 11. Что такое «мат» в шахматах? 12. Что такое
«пат»? 13. Что такое материальный перевес? 14. Как достичь
материального преимущества? 15. Какие поля называются
слабыми? 16. Может ли измениться план игры по ходу ее
осуществления? 17. Что такое позиционный перевес? 18. Как
его достичь? 19. Какие виды дебютов ты знаешь? 20. Какие
виды эндшпилей ты знаешь? 21. На какое количество ходов
нужно рассчитывать партию? 22. Что такое блокировка? 23. Что
такое завлечение? 24. Что такое отвлечение? 25. Что за прием
освобождение линии в шахматах? 26. Что за прием
освобождение пункта в шахматах. 27. Что за прием в шахматах
«связка» 28. Что такое двойное нападение в шахматах? 29. Что
такое вскрытый шах? 30. Что должно лежать в основе каждой
игры? 31. Участвовал ли ты в соревнованиях? - внутри
объединения - в окружных соревнованиях - в городских
соревновании - в областных Оценка ответов по тестовому
заданию по программе «Второй шаг - миттельшпиль».
Максимально 3 балла 40-33 – оценка отлично 20 32-22 – оценка
хорошо 21 – 11 – оценка удовлетворительно Ниже10 баллов
оценка – неудовлетворительно 5. Карта наблюдения ( по
уровню усвоения материала, работе на занятии) Оценка:
возможна бальная, возможна по уровню усвоения: высокая,
средняя, низкая. № п/ п Ф.И. Теория Практика оценка Правила
поведения в учреждении Правила игры Стадии шахматной
партии Шахматная нотация Тактические приемы Знание доски
Шахматная терминология Поведение на занятии, подготовка
Этика поведения Розыгрыш дебютов Мат разными фигурами
Прочитать и расставить партию Проведение рокировки
Поставить мат в1-2 хода Уметь работать с часами Применять
шахматные термины Участие в соревнованиях 1 2
Методические материалы (представлены в отдельной
павысокая, средняя, низкая.
18
Участие в соревнованиях
Применять шахматные термины
Уметь работать с часами
Поставить мат в1-2 хода
Проведение рокировки
Прочитать и расставить партию
Мат разными фигурами
Розыгрыш дебютов
Этика поведения
Поведение на занятии, подготовка
Шахматная терминология
Знание доски
Тактические приемы
Шахматная нотация
Стадии шахматной партии
Правила игры
Правила поведения в учреждении
0
1
2
Методические материалы:
Правила ФИДЕ.
Форма проведения занятий:
1. Учебные занятия
2. Практические занятия
3. Беседы
4. «Игровая практика»
5. Разбор партий мастеров.
6. Разбор и анализ сыгранных партий.
7. Сеансы одновременной игры.
8. Командные турниры.
9. Встречи с интересными людьми.
10. Игровые занятия.
Глоссарий профессиональной терминологии
Дебют - начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую
мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
о
19
Миттельшпиль - середина, основная часть шахматной партии, обычно
следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить
к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.
о Эндшпиль - заключительный этап шахматной партии, в котором на доске
остаётся мало фигур.
о Горизонталь - поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры.
о Вертикаль - поля шахматной доски с одинаковым индексом буквы.
о Диагональ - поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной
линии.
о Вилка - ход, после которого под боем оказываются две (и более) фигуры
противника. Чаще всего так называется двойное нападение пешкой или
конём.
о Связка - ход, после которого под боем оказываются две (и более) фигуры
противника. Чаще всего так называется двойное нападение пешкой или
конём.
о Вечный шах - ситуация, в которой одна из сторон (как правило,
сильнейшая) не может избежать серии повторяющихся шахов.
о Взятие на проходе - взятие пешкой пешки противника на поле, которое она
пересекла, делая свой первый ход на две клетки вперёд
о
Календарный учебно-тематический план
№
Месяц
Название раздела. Тема
занятия.
Форма
Объем часов
всего теория практика занятия
Раздел 1. Вводное занятие (количество часов - 2
Форма
аттестации
20
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
сентябрьИнструктаж по технике
2
2
учебное
безопасности.
занятие
Раздел 2. Действующие фигуры шахматной игры (количество часов сентябрьПешка. Пять особенностей
2
1
1
учебное
пешки. Игровая практика.
занятие
сентябрьПешка. Взятие на проходе.
2
1
1
учебное
занятие
сентябрьПешка. Взятие на проходе.
2
1
1
учебное
занятие
сентябрьПешка. Взятие на проходе.
2
1
1
учебное
занятие
сентябрьЛадья. Игровая практика.
2
1
1
учебное
занятие
октябрь Слон. Игровая практика.
2
1
1
учебное
занятие
октябрь
2
1
1
учебное
Белопольные и чернопольные
занятие
слоны. Игровая практика
октябрь Ферзь. Игровая практика.
2
1
1
учебное
занятие
октябрь Конь. Игровая практика.
2
1
1
учебное
занятие
Раздел 3. Рокировка (количество часов - 8)
октябрь Рокировка - ход короля.
2
1
1
учебное
Игровая практика.
занятие
октябрь
2
1
1
учебное
Когда нельзя делать
занятие
рокировку. Игровая практика.
октябрь Рокировка и ее выполнение
2
1
1
учебное
как способ защиты короля.
занятие
Игровая практика.
октябрь Рокировка, как средство
2
1
1
учебное
объединения тяжелых фигур.
занятие
Игровая практика.
Раздел 4. Дебют (количество часов - 38)
октябрь Как начинать партию.
2
1
1
учебное
Игровая практика.
занятие
ноябрь Классификация дебютов.
2
1
1
учебное
Игровая практика.
занятие
ноябрь
2
1
1
учебное
Мат дурака. Игровая практика.
занятие
ноябрь Детский мат. Игровая
2
1
1
учебное
практика.
занятие
18)
21
19
ноябрь
20
ноябрь
21
ноябрь
22
ноябрь
23
ноябрь
24
ноябрь
25
декабрь
26
декабрь
27
декабрь
28
декабрь
29
декабрь
30
декабрь
31
декабрь
32
декабрь
33
январь
34
январь
35
январь
36
январь
37
январь
38
январь
39
январь
40
февраль
41
февраль
Мат Легаля. Игровая практика.
2
1
1
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
2
1
1
Мат Легаля. Игровая практика.
Итальянская партия. Игровая
2
1
1
практика.
Итальянская партия. Игровая
2
1
1
практика.
Защита двух коней. Игровая
2
1
1
практика.
Испанская партия. Игровая
2
1
1
практика.
Испанская партия. Игровая
2
1
1
практика.
Шотландская партия.
2
1
1
Игровая практика.
Сицилианская защита.
2
1
1
Игровая практика.
Сицилианская защита.
2
1
1
Игровая практика.
Французская защита.
2
1
1
Игровая практика.
Защита Каро-Канн. Игровая
2
1
1
практика.
Защита Каро-Канн. Игровая
2
1
1
практика.
Староиндийская защита.
2
1
1
Игровая практика.
Защита Нимцовича. Игровая
2
1
1
практика.
Раздел 5. Миттельшпиль (количество часов - 6)
Главная
задача
2
1
1
учебное
миттельшпиля.
Игровая
занятие
практика.
Виды
преимущества.
2
1
1
учебное
Игровая практика.
занятие
Понятие темпа. Игровая
2
1
1
учебное
практика.
занятие
Раздел 6. Тактические приемы (количество часов - 14)
Открытое нападение.
2
1
1
учебное
Игровая практика.
занятие
Двойной удар. Игровая
2
1
1
учебное
практика.
занятие
Вилка. Игровая практика.
2
1
1
учебное
занятие
Связка. Игровая практика.
2
1
1
учебное
занятие
Как освободиться от связки.
2
1
1
учебное
Игровая практика.
занятие
22
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
февраль Вскрытый шах. Игровая
2
1
1
практика.
февраль Двойной шах. Игровая
2
1
1
практика.
Раздел 7. Эндшпиль (количество часов - 18)
февраль Мат ферзем и королем
2
1
1
одиночному королю. Игровая
практика.
февраль Мат двумя ладьями. Игровая
2
1
1
практика.
февраль Мат ладьей и королем
2
1
1
одиночному
королю.
Игровая практика.
февраль Мат двумя слонами и королем
2
1
1
одиночному
королю. Игровая практика.
март Мат двумя слонами и королем
2
1
1
одиночному
королю. Игровая практика.
март Мат двумя слонами и королем
2
1
1
одиночному
королю. Игровая практика.
март Мат конем, слоном и королем
2
1
1
одиночному
королю. Игровая практика.
март Мат конем, слоном и королем
2
1
1
одиночному
королю. Игровая практика.
март Мат конем, слоном и королем
2
1
1
одиночному
королю. Игровая практика.
Раздел 8. Шахматные задачи (количество часов - 3
март Мат в 2 хода. Игровая
2
1
1
практика.
март Мат в 2 хода. Игровая
2
1
1
практика.
март Мат в 2 хода. Игровая
2
1
1
практика.
март Мат в 2 хода. Игровая
2
1
1
практика.
март Мат в 2 хода. Игровая
2
1
1
практика.
апрель Мат в 3 хода. Игровая
2
1
1
практика.
апрель Мат в 3 хода. Игровая
2
1
1
практика.
апрель Мат в 3 хода. Игровая
2
1
1
практика.
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
58)
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
учебное
занятие
23
61
апрель
62
апрель
63
апрель
64
апрель
65
апрель
66
май
67
май
68
май
69
май
70
май
71
май
72
май
учебное
Мат в 3 хода. Игровая
2
1
1
занятие
практика.
Мат в 3 хода. Игровая
2
1
1
учебное
практика.
занятие
Мат в 4 хода. Игровая
2
1
1
учебное
практика.
занятие
Мат в 4 хода. Игровая
2
1
1
учебное
практика.
занятие
Мат в 4 хода. Игровая
2
1
1
учебное
практика.
занятие
Жертва фигуры. Игровая
2
1
1
учебное
практика.
занятие
Жертва фигуры. Игровая
2
1
1
учебное
практика.
занятие
Жертва фигуры. Игровая
2
1
1
учебное
практика.
занятие
Жертва фигуры. Игровая
2
1
1
учебное
практика.
занятие
Жертва фигуры. Игровая
2
1
1
учебное
практика.
занятие
Решить задачу. Игровая
2
2
учебное
практика.
занятие
Раздел 9. Учёт времени в партии (количество часов - 6)
Как правильно использовать
2
1
1
учебное
часы. Игровая практика.
занятие
Итого
144
72
72
24